2004 год. В Перми сенсация! Открылся крупный модный гипермаркет со множеством бутиков мировых брендов. Заходишь в него и кажется, что попал за границу. На первом этаже продуктовый магазин в четыре тысячи метров. Пестреющие продуктами ряды открытых витрин тянутся бесконечно. Я медленно и осторожно "плыву" по залу самообслуживания – мое тело сильно округлилось. Здесь представлены торты всех производителей города и многих федеральных игроков. Немногочисленные покупатели с корзинками в руках теряются в изобилии. Наконец, я у нашей витрины, она в самой выгодной центральной локации. В продаже наши новые полезные, без сахара и консервантов, торты "Лебединная верность" и "Леди Босс". Как обычно, я прибираюсь в витрине и встаю неподалеку, чтобы видеть всю продукцию – нашу и конкурентов. В памяти всплывают слова Ольги Ивановны, директора гипермаркета, от которых моей радости нет предела:
- Tortolino будет стоять здесь, вместе с "Эрнестом", – удивила она меня накануне открытия.
- Мы в самом центре? – не поверила я такой щедрости.
- Вы лидеры в Универсаме. Наша наценка на ваши торты выше. Нам выгодно их показывать и продавать.
Я внимательно присматриваюсь к потоку покупателей. Взгляд одного из них пробегает по полкам - что привлекает и останавливает его? Вот он определяется с выбором, берет торт в руки, разглядывает и почему-то передумывает, возвращая его на место. Затем пристально и долго изучает этикетки, напечатанные мелким шрифтом. Очевидно, что ему тяжело выбрать из нескольких производителей: как понять по описанию, какой у торта вкус, как сориентироваться в названиях ингредиентов. Он снова сомневается и снова возвращает продукт на полку. Вот, наконец, выбрал, берется за край пластиковой упаковки и пытается внедрить в магазинскую корзинку, но упаковка шире ее основания и "входит" только боком. Кремовая часть в коррексе сползает - изделие деформируется. Покупатель недовольно меняет торт с испорченным внешним видом на целый и, уже не ставит в корзину. В одну руку он берет все свои вещи. А второй рукой осторожно пытается донести до кассы в сохранности торт - тонкие стенки пластика вот-вот изомнутся. Ему неудобно. Я сочувствую, мне искренне хочется ему помочь.
Радостная я возвращаюсь в кондитерский цех и прямо с порога весело заявляю Илье:
- Я поняла!!! Надо сделать две этикетки: одну лицевую - яркую с кратким и вкусным описанием торта, которая будет продавать, вторую - черно-белую с формальной информацией приклеивать сзади. И торты надо обязательно перевязывать!
- Чем перевязывать? Кто будет перевязывать и где? - задает правильные вопросы муж.
- Узенькой ленточкой.
- Ты представляешь, на сколько увеличится себестоимость? - получаю сразу сопротивление.
- Думаю, рублей на 10. Зато снизится возврат, который перекроет эти расходы, - успеваю аргументировать, боясь получить отказ.
- Ага, еще плюс зарплата человеку, кто будет перевязывать… Добавь в торт орехов на 10 рублей и не парься! Больше орехов – больше привлекательности. Думаешь, кто-то готов платить за наклейку и перевязку? Бред! – доказывают собственники.
Я злюсь, уверенная в своей правоте, и ухожу, мучаясь их сомнениями весь день и перебираю свои аргументы. А вечером, уже дома, спрашиваю:
- Илюш! А если я увеличу цену перевязанных тортов на 50 рублей?
- Лен, тогда наши торты будут дороже на 25% чем конкурентные.
- Давай попробуем в качестве эксперимента перевязывать те, что дорогие, как самолет.
- Они и так дороже всех.
- Ну это же эксперимент, - не унимаюсь я.
Через пару недель элитная линейка наших тортов выделялась в супермаркете узкой золотистой ленточкой. Мы клеим на коррекс по две этикетки. Лицевая - стильная - продает, а задняя, мелким шрифтом сообщает всю обязательную информацию. И несмотря на космически высокую цену они становятся лидерами продаж.
Со временем лента стала фирменной - с надписью Tortolino "Тепло человеческого общения" красовалась на всех изделиях и признавалась гарантом качества.
Несмотря на успех наша компания вынужденно примет "сухой закон". Но это в следующей главе.