7 бизнес-уроков от моего ребёнка

Дети помогают или мешают эффективности бизнеса? Раньше я считала, что мешают. И только став в третий раз мамой, я начала видеть в детях ресурс для любого предприятия. Через детей мы улучшили дисциплину, производительность и приверженность сотрудников компании. Сегодня я поделюсь опытом, как младшая дочь научила меня эффективно управлять бизнесом.

Саше было неполных пять лет, когда она подошла к старшему брату и спросила:

— Гриш, что такое показатели эффективной деятельности?

— Ты где это взяла? — удивился Григорий.

— На мамином компьютере есть такая папка!

Так мы, взрослые, узнали, что ребёнок умеет читать.

Когда Саша родилась, Паша, её брат, купил для неё алфавит с картинками и прикрепил на стену в гостиной. Все по-разному шутили и смеялись над этой глупостью, а яркий алфавит сделал «своё дело». Мы часто просили «покажи букву «Р», «А»…» Едва научившись ходить, она шустро подбегала и тыкала пальчиком в нужную букву, а мы её хвалили или поправляли. К году она знала все буквы. А первых детей я учила «серьёзно и правильно». Мы учили буквы, цифры и регулярно читали через не хочу, потому что «так надо», ходили к репетиторам, чтобы поступить в школу. История Сашиного самостоятельного обучения мне показала:

Сила зрительной памяти мощно работает незаметно для нас.

Любовь Голобокова — менеджер по качеству и надпись на стене

Так, в офисах и производственных цехах вдохновляющие фразы на обычных листах А4 стали помогать нам трудиться эффективнее. Начала эту традицию Татьяна Субботина — менеджер по персоналу, потом её подхватили многие сотрудники, и она стала постоянной. 

Принуждение в обучении или труде — главный враг эффективности.

Игровая форма (например, в виде различных соревнований) даёт людям возможность совершать подвиги. В Tortolino мы постоянно придумывали разные конкурсы, которые повышали нашу эффективность в продажах, в производительности и качестве труда.

Сашу водили в обычный детский сад в экспериментальную разновозрастную группу. Также она общалась с многочисленными гостями нашего дома — друзьями старших детей. Григорий старше Саши на пятнадцать, Павел на тринадцать, а Валерия на девять лет. Без единого репетитора Саша до школы прочитала множество книг, легко и быстро решала бытовые математические задачи и рассуждала, как взрослая, на всё имея собственное мнение. Многие люди мне говорят: «Повезло тебе с ребёнком, не все такие одарённые». И я также думала, когда была молодой мамой: «Я умная, а ребёнок глупый». Именно эта установка в моей голове не давала возможности старшим детям свободно проявляться. Даже с Сашей я беспокоилась, что у меня вечно не хватает времени, и она растёт, как сорная трава. Старшие дети с друзьями забирали её из садика. Слыша спорящих подростков, выражающих своё мнение, она, как обезьянка, научилась выражать собственное. И снова напросились два вывода, которые я перенесла в бизнес:

в пространстве, где можно выражать себя безопасно, обычные люди становятся вундеркиндами.

Когда человеку задаёшь вопрос, а не заставляешь его, ничем неприметный сотрудник предлагает нестандартные решения самых сложных задач. И, как правило, им «на местах» виднее, чем умному образованному руководителю из кабинета. В таких условиях рождаются необычные интересные проекты, а разные мнения легко монетизируются.

В разновозрастной команде люди развиваются быстрее.

izum-biznesa-lubi_to_chto_delaesh
Изделие, рождённое сообща, не нуждается в рекламе, о нём естественно рассказывают. Торт «Панна Бананна» — лидер продаж

Люди быстро обучаются: перенимают сильные стороны и дополняют друг друга. Я стала видеть в разных по возрасту людях различные качества и использовать их. В нашей команде были коллеги почётного возраста, также мы брали детей сотрудников на подмогу и оплачивали их труд как взрослым. Сначала мы тратили серьёзные деньги на naming. А потом на оперативках, когда не хватало креатива среди взрослых, я говорила: «А давайте у детей спросим!» И мамы брали задание домой — посоветоваться с детьми. Так, например, родилось название торта «Панна Бананна», который сразу стал лидером продаж. Дети с удовольствием дарили нам и множество других идей.

Когда пришла пора Саше идти в школу, меня очень волновал вопрос «в какую школу её отдать?» Я думала: «Если ей будет не интересно в школе, что станем делать?» «Пусть учит иностранные языки. Языковая школа будет ей полезна», — решила я за неё.

Для того, чтобы максимально освободить своё время, я выбрала самого мудрого и человечного учителя начальных классов языковых школ — Елену Юрьевну Шипигузову, учителя 22-й школы. И купила квартиру рядом со школой, чтобы Саша самостоятельно могла туда ходить.

Елена Юрьевна Шипигузова (школа №22)

Во втором классе Саша никак не могла вызубрить таблицу умножения. Однажды я её спросила:

— Сколько будет семью восемь?

— Не знаю! — заплакала она.

И тогда под этот пример я проговорила задачу для неё:

— А если семь тортов разрезать на восемь частей, сколько будет кусков?

— 56, — молниеносно ответил ребёнок.

Я осознала, что в её голове складываются какие-то свои алгоритмы, отличные от обычного механического запоминания. По требованиям школы она не успевает, а по требованиям жизни — она впереди!

В бизнесе мы стали отмечать, словно собирать драгоценности, уникальность каждого сотрудника.

В Tortolino родилась новая традиция: в поздравлении с днём рождения каждый из нас писал и проговаривал, ЧЕМ именинник отличается от всех. В корпоративных газетах, грамотах и даже письмах родителям сотрудников мы транслировали уникальные качества человека и благодарили за их проявление.

В третьем классе дочь стала просить перевести её на домашнее обучение. Я категорично заявила:

— Здоровые дети, Саша, учатся в школе! А дома только больные или инвалиды, те, кто физически не может туда ходить.

— Мама, нет! Сейчас уже есть дети, которые в школу ходят только для того, чтобы сдавать экзамены.

— Да-да, — покивала я. Формально согласившись с ребёнком, в надежде на то, что поговорит-поговорит, да и забудет.

Но в четвёртом классе, в самом начале сентября, она радостно сообщила:

— Мама, иди пиши заявление! Я узнала, в нашей школе есть семейная форма обучения.

— Ты где это взяла? — невольно повторила я давний вопрос сына.

— В уставе! на сайте школы! написано «семейная форма обучения»! Иди пиши заявление!

Саша в приюте для собак.

Когда я делилась этой историей с друзьями-предпринимателями, многие из них говорили:

— Лен, может, ну её, школу. Давай ребёнка к нам, юристом!

А в тот вечер я честно призналась дочери:

— Саш, сейчас твоё обучение организовано. Тебе объясняют, тебя проверяют и контролируют. А если ты будешь учиться дома, кто это будет делать? У меня нет ни возможности, ни желания сидеть дома.

— Я сама, — заявила Александра.

— Это нереально, Саш. Ты — ребёнок!

На следующий день, когда я вернулась с работы, дочь вручила мне свой учебный план. Днём она взяла стопку учебников, выписала все темы, разнесла в таблицу дней учебного года, равномерно распределив все предметы. И весело сообщила вывод своего труда:

— Я знаю, как проходить четверть за месяц, а потом целый месяц отдыхать!

Моему удивлению не было предела: «Саше всего десять лет. Если бы у меня хотя бы половина «топов» умела так планировать, интересно, какие результаты давал бы бизнес?»

Алла Валерьевна Червонных (директор школы №22)

Конечно, мне было страшно что-то менять, но смелость и решительность маленького человека заставили меня позвонить в школу. Секретарь растерялась, ответила, что у них «такого» нет, и записала меня на приём к директору.

В уютном и красивом кабинете директора мы решали судьбу моей Сашки:

Да, формально у нас в уставе прописана такая форма обучения, но ни методики, ни опыта у нас, к сожалению, нет.

— Видимо, вам придётся учиться на нас, Алла Валерьевна! Мы готовы на эксперимент, — произнесла я.

— А вам это зачем? — задала очень важный вопрос директор.

— Мне незачем! — искренне ответила я. — А вот ребёнку зачем-то надо!

Я вернулась домой и первым делом переадресовала вопрос дочери:

— Саш, а зачем тебе семейная форма образования?

— Мама, я ЖИТЬ хочу, а не только учится! Я хочу больше времени проводить на конюшне, а не за партой!

Так Александра стала учиться самостоятельно и ходить в школу только сдавать экзамены. А общество — на нас давить. Учителя не забывают спросить Сашу:

— Что, со следующей четверти за парту?

И даже моя мама волнуется:

— Кого ты воспитаешь, если ребёнок не ходит в школу?

Бизнес можно строить из того, что уже есть. А можно создавать то, чего никогда не было.

«Полезный торт? Вы будете производить торты без консервантов? Так не бывает! Это нереально и нерентабельно!» — говорили нам тысячу раз проверяющие, конкуренты и эксперты рынка. Но нашей команде удалось сделать «невозможное». И стать лидерами рынка.

Совсем недавно Сашин класс выиграл биологический квест, благодаря переписке с Сашей. Биология для неё — приоритетный предмет.

Она мечтает стать психологом животных и создать реабилитационный центр для собак. Александра считает, что приюты не могут обеспечить нормальную жизнь собакам и людям и лишь отчасти решают проблему бродячих животных. Она представляет, как можно сделать собак полезными для человека и как монетизировать такое предприятие. Сегодня Саше тринадцать.

Синхронный танец с конём

Александра показала мне, что каждый из нас не только уникален и наделён природными талантами и скрытым потенциалом. Саша показала, что у каждого из нас уникален сам путь. И если человеку интересно, для него нет преград, все задачи решаемы. Даже если они решаются впервые.

А ещё она часто говорит:

— Животное можно подчинить. Но гораздо интереснее договариваться, выстраивать с ним диалог.

Множество бизнес-тренингов учат, что надо выиграть переговоры любой ценой. Я отдала им много денег, времени и сил, билась не на жизнь, а на смерть. Но гораздо проще, интереснее и выгоднее слушать себя и честно транслировать своё видение другим, быть аутентичным, подлинным. Проживать свою неповторимую жизнь и позволять жить другому. И, пожалуй, это самый важный урок моей дочери.

Подлинности, искренности, смелости, открытости, настойчивости и свободе можно учиться у каждого ребёнка, пока они настоящие, и не испорчены нами, умными, правильными взрослыми. Нам, взрослым, важно учиться общаться с детьми, находить общее решение через диалог. Именно дети — носители нестандартных, ярких решений.

Компания Tortolino в плотной конкурентной среде стала лидером премиального сегмента рынка без рекламного бюджета и удерживала лидерство 10 лет; увеличила прибыль в 50 раз за шесть лет. Дети сотрудников помогали нам не только с названиями тортов. Совсем скоро я поделюсь, как через детей снизить количество опозданий, улучшить качество продукции и увеличить производительность. Если интересно, подпишитесь на рассылку. И, пожалуйста, делитесь с друзьями, если истории откликаются в вашем сердце.

Считаете полезным - поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + один =